РАЗДЕЛ 1.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ ООШ с. Раздольного  разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373).

Программа начального общего образования  МОУ  ООШ с. Раздольного определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся,  создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

 

Образовательная программа  в соответствии с требованиями ФГОС  содержит следующие разделы:

1.     Пояснительная записка;

2.     Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

3.     Учебный план начального общего  образования;

4.     Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования ;

5.     Программы отдельных учебных предметов, курсов;

6.     Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ;

7.     Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ;

8.      Программа коррекционной работы.

9.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

     Образовательная программа представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития конкретного образовательного учреждения.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”.

Это:

Ø  гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

Ø  воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Ø  единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

Ø  общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

Ø  обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

Ø  формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

Ø  формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

Ø  содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

 

Цели образовательной программы :

1.     Создание условий для реализации личностного ориентированного учебного процесса,  обеспечивающего овладение учащимися базовым уровнем образованности – элементарной грамотностью, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности.

2.     Формирование у обучающихся опыта самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которых осуществляется личностное и  социальное самоопределение  и развитие младших школьников.

3.     Развитие содержания начального образования. Использование в образовательной деятельности вариативных систем и технологий развивающего обучения, вариативных предметных курсов и учебников.

4.     Создание ситуации успеха для каждого ребенка.

5.     Организация индивидуальной работы с детьми, проявившими способности, мотивированный интерес к изучению предметов, с детьми с опережающим развитием способностей, одаренными детьми  и детьми , имеющими затруднения в обучении.

6.     Сохранение и укрепление здоровья младших школьников

 

Задачи программы:

1.     Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника .

2.     Обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

3.     Развивать коммуникативные качества личности школьника.

4.     Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.

5.     Продолжить создание в ОУ развивающей предметной среды.

6.     Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества ( проектная  деятельность, самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизации)

7.Приобщать детей к краеведческому знанию и художественной национальной культуре.

 

 

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

ООП начального общего образования опирается на возрастные особенности младших школьников.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации младший школьный возраст в настоящее время охватывает период с 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка – с более раннего возраста.

        На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с ФГОС, основными  характеристиками  ребенка   являются:

·        смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются различные компетентности);

·        формирование системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);

·        выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности, любовь к труду;

·        эмоциональность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

·        приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;

·        усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).

 

Образовательная  программа начального общего образования предназначена создать условия для раскрытия возможностей каждого ребенка, учитывая его склонности, умение  адаптироваться в условиях сегодняшней реальности. Программа отражает потребности личности в получении бесплатного образования. Она разработана с целью создания модели такой школы, которая:

- обеспечивает формирование оптимального образовательного пространства, через развитие инновационной и проектной деятельности с позиции доступности, качества и эффективности;

- воспитывает детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами;

- решает  проблемы здорового образа жизни учащихся и их здоровья;

- создает психологически комфортную образовательную среду для раскрытия личности, способствующую раскрытию учебных ресурсов учащихся и их реализации независимо от стартовых возможностей.  

ООП начальной ступени школьного образования реализуется в рамках пятидневной учебной недели( 1 кл.) и шестидневной ( 2- 4 кл.)

Реализация ООП начальной ступени общего образования осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:

·        учебном сотрудничестве (в том числе, взаимодействие с учителем, коллективная дискуссия, групповая работа);

·        индивидуальной  учебной деятельности (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

·        творческой и проектной деятельностях (художественное, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);

·        учебно исследовательской деятельности;

·        трудовой деятельности (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

·        спортивной деятельности (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Эти виды учебной деятельности в соответствии со Стандартом получают приоритетное развитие по сравнению с традиционными: восприятие рассказа учителя, участие во фронтальном опросе, выполнение проверочных работ и т.п.                        

 

Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа предусматривает:

 

Ø достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися ;

Ø выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему  секций, кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

Ø организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

Ø участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутри школьной социальной среды;

Ø использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;

Ø возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке  педагогических работников;

Ø включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды

 

Начальная школа работает в режиме 4-летнего обучения . На первой ступени работа ведётся по  учебно-методическому комплекту«Начальная школа XXI века» - руководитель авторского коллектива – Н.Ф.Виноградова.  С целью обеспечения равных возможностей для детей старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс, а также обеспечения преемственности дошкольного и начального образования по всем направлениям педагоги работают по программе Н. Ф . Виноградовой  

« Предшкольная пора».

В основе реализации данной программы лежит системно -  деятельностный  подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

- признание решающей роди содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значение видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей). 

 

 

Перед педагогами МОУ ООШ с. Раздольного в целях реализации данной образовательной программы  стоит необходимость решения следующих задач:

-сохранение физического и психического здоровья школьников;

-повышение детской активности в начальной школе;

- повышение учебной мотивации; обеспечить многообразие организационно-учебных и неурочных  форм освоения программы ;

- становление коммуникативной компетентности;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

-создавать условия для продуктивной творческой деятельности ребенка (совместно с учениками ставить творческие задачи и способствовать возникновению у детей их собственных замыслов);

-способствовать освоению обучающимися различных  форм игровой деятельности и созданию комфортных условий для своевременной смены ведущей деятельности;

- поддерживать детские инициативы и помогать в их осуществлении; обеспечивать презентацию и социальную оценку результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали;

-создавать пространство для социальных практик младших школьников и приобщать их к общественно значимым делам.

- формирование готовности к переходу обучения в среднем звене.

 

Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения.

«Портрет выпускника начальной школы». Анализ  результатов анкетирования учащихся, родителей и учителей выявил важнейшие черты выпускника начальной школы: нравственно и социально значимые качества : уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой);  любознательность, активность в познании мира; готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки,  высокий уровень овладения учебными навыками и действиями. Наш выпускник – доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готовый обучаться в средней школе.

 

 

Образовательная программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

Ø  Закон РФ «Об Образовании» от 10 июля 1992г. №3266-I 

Ø  Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. N 196 

Ø  Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002г. №44 о введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, Сан Пи Н 2.4.2.1178-02»;

Ø  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

Ø  Устав  МОУ ООШ с. Раздольного Моздокского района РСО-АЛАНИЯ

Сайт создан в системе uCoz